Дистанционное обучение
Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием ДОТ
Учебный процесс в организациях ТиПО по дистанционной образовательной технологии (ДОТ) осуществляться по следующей схеме:
Подготовка учебно-методических материалов + Проведение онлайн занятия + Самостоятельная работа студентов в офлайн режиме + Контроль успеваемости обучающихся.
Подготовка учебно-методических материалов
Учебно-методический материал состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть может включает в себя:
- конспект лекций;
- презентации;
- учебное пособие;
- электронный учебник, видеоурок;
- дополнительные источники информации и т.п.
Практическая часть может включает в себя:
- задания;
- упражнения (тренинги);
- рефераты и т.п.
Онлайн занятия (вебинары)
Онлайн занятия – это неотъемлемая составляющая образовательного процесса особенно в условиях, когда проведение очных занятий не представляется возможным. Технологии такого рода позволяют создать единую открытую образовательную среду и могут выполнять одновременно три функции: обучающую (содержание самого занятия), консультационную (режим чата) и контролирующую (режим опроса).
Онлайн занятия обладают рядом неоспоримых преимуществ перед другими формами занятий:
- преподаватель может использовать различные средства обучения: презентации, видеоуроки, интерактивные плакаты, веб-сайты и многое другое;
- сохраняется возможность живого общения между преподавателем и студентами;
- преподаватель может вести онлайн занятие из любого удобного для него места, а студенты «присутствовать» на нем в полном составе группы;
- преподаватель имеет доступ к записи онлайн занятия, которую может просматривать и пересматривать в удобное время и анализировать его с целью усовершенствования процесса преподавания таким способом. Студенты, которые пропустили занятия, могут ознакомиться с записью онлайн занятия в архиве образовательной платформы.
Онлайн занятия проводятся по утвержденному расписанию занятий с помощью онлайн ресурса (например, ZOOM, Скайп и др.). Для участия в онлайн занятиях обучающийся должен иметь компьютер, ноутбук, планшет или смартфон с камерой и микрофоном. Желательно использовать ноутбук. В смартфоне должен быть подключен Интернет и установлена программа WhatsApp.
Для проведения занятий необходимо предварительно создать в WhatsApp группу отдельно по каждой дисциплине/модулю для студентов. Группы нужны для проведения чатов и обмена информацией с преподавателем.
Приглашения на онлайн занятия в системе ZOOM, с указанием времени проведения, студенты получают через свой личный кабинет в системе электронных журналов «SOVA». Приглашения содержат в себе ссылку на онлайн занятия.
При проведении занятий на экране демонстрируются слайды презентации, видеоуроки и другие учебные материалы, а преподаватель озвучивает свои комментарии к ним. Обучающиеся все это видят и слышат на экране своего устройства.
Порядок проведения онлайн занятия:
1 шаг. Составление план онлайн занятия.
План обучения должен быть построен таким образом, чтобы студенты в конце занятия получили определенные навыки. Мотивировать студентов на переход к следующему занятию можно при помощи домашнего задания.
2 шаг. Техническая организация онлайн занятия.
Нужно выбрать площадку, на которой будет проводиться само мероприятие. Студентам должно быть удобно регистрироваться и участвовать на онлайн занятии.
3 шаг. Подготовка внешнего вида.
При подготовке внешнего вида учтите две рекомендации:
- веб-камера лучше передает монотонные расцветки. Избегайте узоров в мелкую полоску или клетку, они могут рябить;
- как правило, в кадр попадает только лицо и плечи выступающего.
4 шаг. Подготовка учебного материала для онлайн занятия.
При подготовке презентации для онлайн занятия учтите следующие особенности:
- старайтесь избегать мелкого текста на слайдах (не используйте шрифты меньше 16);
- не задерживайтесь на одном статичном слайде более двух-трех минут;
- смело используйте анимацию, чтобы оживить презентацию;
- нарисуйте или подчеркните что-то на слайде, это удобно и наглядно;
- на презентациях для вебинара допускается большее количество текста, чем на презентациях для «живых» выступлений: участники вебинара находятся ближе к изображению и уделяют ему больше внимания;
- старайтесь визуализировать контент, используйте картинки и изображения.
- постановка цели занятия, задач и ожидаемых результатов (видео с комментариями преподавателя, крупным шрифтом на экране демонстрируется цель, задачи и ожидаемые результаты);
- объяснение нового учебного материала педагогом либо закрепление пройденного материала на предыдущих занятиях (видео с комментариями преподавателя, в титрах ф.и.о. педагога);
- учебные задачи, упражнения (активити) для закрепления полученных знаний (на экране крупным шрифтом 2-3 задания);
- рефлексия либо вопросы для закрепления с комментариями педагога (на экране крупным шрифтом 3-5 вопросов);
- дополнительные цифровые ресурсы по теме (на экране крупным шрифтом 1-2 цор с обязательным комментарием педагога по их использованию);
- ссылки на рекомендуемые дополнительные ресурсы для самостоятельного изучения студентами.
5 шаг. Проведение онлайн занятия.
Основное содержание онлайн занятия включает:
- вступление (приветствие, проверка качества сети и подключенных студентов, оглашение правил проведения занятия);
- презентация учебного материала;
- вопросы-ответы.
6 шаг. Закрепление изученного материала. Все материалы размещаются на платформе онлайн ресурса и прикрепляются к каждой теме, доступны для скачивания и просмотра в любое время.
Самостоятельная работа студентов в офлайн режиме
Самостоятельная работа студентов в офлайн режиме (СРС) проводится под руководством преподавателя с помощью онлайн ресурса (например, Google Classroom, PLATONUS, SOVA и др.), включает интерактивные консультации по всем учебным материалам дисциплины/модуля.
Обучающийся выполняет задания по СРС в сроки, указанные Плане занятий, оформляет их в виде файла и отправляет преподавателю на проверку. После проверки свои оценки можно увидеть в электронном журнале.
При наличии виртуальных лабораторных работ преподаватель высылает ссылку для их выполнения. Обучающийся дома самостоятельно выполняет расчеты и высылает их на проверку преподавателю на электронную почту или через вкладку электронного образовательного ресурса.
Консультации преподавателя – обязательное условие реализации дистанционной образовательной технологии. Преподаватель несет личную ответственность за проведение консультаций и организацию обратной связи со студентами.
Консультации при реализации образовательных учебных программ с применением ДОТ могут проводиться в различных формах:
- очные индивидуальные (по инициативе обучающего);
- дистанционные индивидуальные (по телефону, через e-mail, чат, форум);
- дистанционные групповые (через чат, рубрику FAQ - часто задаваемых вопросов на Web-сайте, в виде телеконференций).
Порядок самостоятельной работы студентов в офлайн режиме:
1. Студент знакомится с содержанием учебного материала по дисциплине/модулю после проведения онлайн занятия, изучает основную и дополнительную литературу.
2. Студент выполняет задание для текущего контроля. Задания для текущего контроля заключаются в ответах на вопросы для самоконтроля после каждого онлайн занятия и/или выполнении практических работ.
3. Вопросы для самоконтроля приводятся, как правило, после каждой темы по дисциплине/модулю. Студент изучает учебный материал и отвечает на вопросы для самоконтроля. Если студент отвечает правильно, преподаватель ставит ему оценку.
4. Выполненные работы студенты отправляют через систему электронных журналов SOVA, в облако на почту, в WhatsApp или просто на почту преподавателя, там же получают комментарии преподавателя.
Примечание: работы сдаются в соответствии со сроками выполнения задания, которые устанавливает преподаватель.
5. После изучения каждой дисциплины/модуля студент выполняет задания для промежуточной аттестации. Контроль заключается в прохождении теста и участии в форуме.
Форум также можно использовать для общения с преподавателем при возникновении затруднений или вопросов.
Примечание: порог прохождения тестирования устанавливается преподавателем.
Контроль успеваемости обучающихся при ДОТ может проходить в форме тестовых заданий, ответов на вопросы, решения задач, обсуждения на форуме, выполнения других видов заданий.
Организация образования, реализующая ДОТ, должна организовать контроль успеваемости обучающихся в информационной системе, защищенной против подлогов, фальсификаций путем применения электронных методов ограничения доступа, методов независимой оценки, публичных защит работ в территориальных аттестационных комиссиях.
Организация образования ведет полный учет и архивное хранение результатов учебного процесса всех обучающихся с помощью образовательной компьютерной информационной системы и электронные личные дела обучающихся.
Уважаемые коллеги представляем вам инструкцию по созданию видео урока, разработанную с целью установления в дистанционном обучении взаимодействияпедагога и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее присущие учебному процессу компоненты и реализуемое с помощью интернет-ресурсов.
Если вы записываете видеоуроки для размещения в интернете, предлагаем Вам некоторые рекомендации по форме и содержанию.
- Коротко расскажите о себе, назовите ФИО, кем, где и как давно преподаёте данный предмет (или дать титры).
- Заранее продумайте и отрепетируйте свое выступление для обеспечения последовательности подачи информации.
- Обратите внимание на свой внешний вид (лучше всего подойдет деловой костюм без лишних деталей, аккуратная прическа).
- Длительность видео уроков не должна превышать 30 минут. Чем длиннее занятие, тем сложнее удержать внимание аудитории.
- В ходе съемки нужно смотреть прямо в камеру.
- Не надо читать бумажную копию своего текста перед камерой.
- Старайтесь говорить свободно, искренне, эмоционально.
- Обращайтесь почаще к аудитории, акцентируя внимание на важности усвоения материала.
- Освещение: располагайте объект съемки лицом к свету (к окну, например), чтобы черты были отчетливо видны на экране. Не снимайте напротив яркого фона или окна.
- В тексте избегайте сложных, труднопроизносимых слов, аббревиатур, чисел. Попробуйте заменить их или сказать то же, но по-другому. Если Вы не знаете, как правильно поставить ударение, лучше исключите проблемное слово.
- Устраните лишний шум за кадром (шум от детей, от бытовой техники, с улицы, лай собаки и т.д.).
- Зафиксируйте камеру, чтобы не было колебаний.
- Не делайте лишних жестов! Выберите позицию, в которой Вам удобно говорить, и Вы чувствуете себя спокойно.
- Будьте уверены в себе и всё получится!
Видео урок (видео инструкция или скринкаст) – это запись информации с экрана компьютера, обычно сопровождаемая закадровым голосом, комментирующим происходящее. Видео уроки используются как один из способов обучения и донесения определенной информации.
Структура видео урока (продолжительность - до 30 мин)
На экране: наименование колледжа, название дисциплины/модуля, темы занятия.
Видео урок включает проведение нескольких этапов:
- Постановка цели занятия, задач и ожидаемых результатов (видео с комментариями преподавателя, крупным шрифтом на экране демонстрируется цель, задачи и ожидаемые результаты - 3 минуты);
- объяснение нового учебного материала педагогом либо закрепление пройденного материала на предыдущих занятиях (видео с комментариями преподавателя, в титрах Ф.И.О. педагога) - 5 минут;
- учебные задачи, упражнения (активити) для закрепления полученных знаний (на экране крупным шрифтом 2-3 задания) – 10 мин;
- рефлексия либо вопросы для закрепления с комментариями педагога (на экране крупным шрифтом 3-5 вопросов) – 8 минут;
- дополнительные цифровые ресурсы по теме(на экране крупным шрифтом 1-2 ЦОР с обязательным комментарием педагога по их использованию) – 3 минуты;
- ссылки на рекомендуемые дополнительные ресурсы для самостоятельного изучения студентами - 1 минута.
- Обратная связь обучающихсяс педагогом может осуществляться через все возможные и доступные виды связи: мессенджеры WhatsApp, telegram, Skipe, Instagram, e-mail и др. (в титрах видео необходимо указывать контактный телефон и электронный адрес почтового ящика педагога).
Для проведения дистанционного обучения рекомендуется использование следующих технологий:
- Streaming, Платформы: Bilimland.kz, sabak.kz, aitube.kz, youtube.com и приложения Zoom, Skype, Moodle, Opiq.kz и др. Используя данные платформы,можно организовать трансляции видеоуроков по предметам/модулям.
- Облачные сервисы: GoogleDrive, YandexDisk, Mail.ru Disk, Dropbox и др.
- На сайте НАО «Talap» www.kasipkor.kz будут размещены разработанные видео уроки на казахском/русском языке.
Психологические рекомендации о поведении и деятельности человека в экстремальной ситуации пандемии (covid-19)
«Актуальная ситуация жизни современного человека, в соответствии с решением ВОЗ о пандемии, государственными и административными решениями, медицинскими рекомендациями, связанными с угрозой заражения и распространения коронавируса (COVID-19), является экстремальной ситуацией.
В ней существование человека выходит за пределы обычной, повседневной реальности, нарушая привычный уклад жизни, в новую реальность с высокой угрозой здоровью и жизни человека, его окружения и общества. Она характеризуется высокой неопределенностью, непрогнозируемостью, изменчивостью, противоречивостью требований и оценок происходящего. Отмечается несовпадение требований наличной реальности и нависшей угрозы, реальность которой часто отклоняется, порой воспринимается как декларируемая. Под психологическим ударом оказываются фундаментальная вера в собственную неуязвимость и символическое переживание бессмертия, вера в стабильность мира, его прогнозируемость, приходит осознание конечности человеческих возможностей. Перед каждым из нас встаёт фундаментальная экзистенциальная задача на жизнь, на бытие, требующая ресоциализации – пересмотра ценностно-смысловых отношений к миру и трансформации образа жизни.
С учётом проведённых исследований в области психологии человека в экстремальной ситуации рекомендуем следующее:
В этой критической ситуации каждый человек – хотя первоначально он может и не отражать реальную угрозу в должной мере – обязан, отвечая требованиям и вызовам своего предельного бытия (в которое вторгается угроза небытия, смерти), занять ответственную личностную и гражданскую позицию: осознать и принять новую, экстремальную логику жизни, бытия как собственную реальность. В соответствии с этим, ему следует перестроить свой образ жизни, деятельность, поведение, общение и свои отношения к различным сторонам жизни, в том числе, к самому себе и другим, придерживаясь новых требований реальности.
Экстремальный стиль существования НЕ ОЗНАЧАЕТ в действительности: 1) ни капитулирование личности перед жизнью, утрачивая душевную или духовную стойкость, впадая в отчаяние, предаваясь панике и апокалиптическим умонастроениям; 2) ни игнорирование новой реальности, в том числе, требований, диктуемых самосохранением и сохранением жизни других людей, в частности, легкомысленное, несерьезное, порой безрассудное и деструктивное отношение к медицинским и иным рекомендациям.
Это ОЗНАЧАЕТ активное, позитивное, оптимистическое, жизнеутверждающее, что важно, реалистичное отношение к жизни, позволяющее задействовать новые глубинные ресурсы личности. Притом так, чтобы продолжать существовать полноценно, осуществляя свою жизнедеятельность, в том числе, в разных формах дистантной работы, цифровой коммуникации, в то же время, учитывая реальную угрозу и заботясь о здоровье и жизни как своей, так и окружающих.
Конструктивно работать с информацией. Получать необходимую информацию о пандемии COVID-19 из официальных источников и делиться со своим окружением проверенными данными. Минимизировать чтение, просмотр, прослушивание и обсуждение негативной информации. Проводить избирательную работу с информацией и новостями, отсеивая всё то, что не имеет отношения к решению задач самосохранения, адаптации, трансформации и развития личности в поведении и жизни. Не втягиваться в активные дискуссии, споры с окружающими, перепалки в соцсетях и мессенджерах и исключить массовые рассылки и репосты из непроверенных источников.
Работать над собой. Работать над собой, чтобы создавать и поддерживать наиболее эффективное в данной жизненной ситуации функционирование и работу личности, жизнестойкость, психологическую, эмоциональную стабильность. Жить происходящим, исходя из целостности своей жизни, учитывая прошлое, ориентируясь на будущее. Нужно серьезно относиться к угрозе и рискам, связанным с коронавирусной инфекцией, и в то же время рационально оценивать возможные летальные последствия, придерживаясь реализма и сохраняя оптимизм. Укреплять в себе (и помочь в этом окружающим) жизнеутверждающие смыслы и ориентиры, отвергая жизнеотрицаюшие смыслы и побуждения и освобождаясь от них. Мыслить, переживать и действовать в позитивном ключе. Сохранять внутреннее и внешнее спокойствие, дистанцироваться от негативных образов и ситуаций, воспринимать их отстранённо, продолжая тестировать реальность, концентрироваться на хорошем, на приятных впечатлениях и сторонах жизни. Переключать себя от бесконечного муссирования угроз, мысленной «жвачки» и повторения одних и тех же тем и сообщений о коронавирусе к нуждам текущей жизни. Не «заводить» себя рисованием в воображении страшных картин и ожидаемых угроз, нарушая эмоциональное равновесие, а создавать конструктивный настрой и настроение. Продолжать заботиться о жизни, занимаясь насущными, порой рутинными делами, домашними заботами, которые до этого, возможно, откладывались. Не забывайте о творчестве, хобби, интеллектуальном и культурном развитии, личностном росте, общении с близкими.
Заботиться о других: заботясь о себе, не забывайте о других. Очевидно, что сознательная самоизоляция неизбежно влечет за собой ряд последствий, таких как социальное дистанцирование, замкнутый образ жизни, она требует распределения времени, ролей, личного пространства, продуманного баланса между активностью и расслаблением, общением и потребностью в уединении, самодисциплины. В этой ситуации помогите детям соблюдать медицинские и иные рекомендации, перестроить их жизнедеятельность, в том числе, учебную, образовательную, воспитательную деятельность, творческие занятия, игры. Поддерживайте близких, помогите пожилым родственникам, которые попадают в зону особого риска. Проявляйте сопереживание и соучастие в жизни своего окружения с учетом требований к дистантности. Забота о других поддерживает в Вас позитивный настрой и повышает осмысленность жизни.
Строго выполнять медицинские рекомендации, правила гигиены, безопасного поведения и дистантного режима функционирования. Продолжайте вести здоровый образ жизни и в превентивной ситуации, и в ситуации карантина, и в случае заболевания коронавирусом. Соблюдайте режим работы, отдыха и сна, поддерживайте физическую активность для повышения иммунитета, делайте дыхательную гимнастику, проветривайте помещения – патогенный вирус боится кислорода.
Если вы находитесь на карантине, не поддавайтесь упадническому настроению и негативным состояниям, а настройте себя на лучшее, благоприятный исход, позитивно отнеситесь к жизни. С другой стороны, не игнорируйте потенциальную угрозу и не покидайте самовольно медицинское учреждение или иное место карантина. Помните, что вы являетесь потенциальной угрозой для других людей.
Если вы инфицированы коронавирусом, то воспринимайте это как ситуацию испытания, требующую от вас стойкости и мужества, четко выполняйте указания врачей, работайте над собой и помогите своему организму справиться с недомоганием.
Работать с CoV-стрессом. На ряд феноменов экстремальной ситуации можно посмотреть в психологических терминах стресса, травматического стресса и психической травмы. Все эти явления, применительно к реакциям на коронавирусную инфекцию, мы обозначим как CoV-стресс, CoV-травматический стресс, CoV-стрессоры, CoV-стрессовые факторы воздействия и т.д. У некоторых людей возникают: 1) стрессовые переживания, переходящие в стрессовые нарушения – дистресс; 2) травматический стресс и травматические реакции; 3) посттравматические реакции и посттравматические стрессовые расстройства; 4) в наших терминах – пре- и посттравматические смысловые трансформации и расстройства; 5) посттравматический рост личности. В целях психопрофилактики и психогигиены дополнительно к вышесказанному акцентируем внимание на следующем. Необходимо работать над собой, чтобы: 1) предотвратить позитивную фиксацию и навязчивую охваченность переживанием этого опыта; 2) предотвратить негативную фиксацию на CoV-стрессорах, проводить избирательную работу с информацией о коронавирусной инфекции для решения адаптивных задач трансформации поведения; 3) работать над созданием баланса мобилизации (активации) и демобилизации (деактивации); 4) работать над актуализацией жизнеутверждающих смысловых ориентаций, нивелируя жизнеотрицающие направленности.
Помните: экстремальная ситуация – это не только ситуация страдания и расстройства, но и ситуация стойкости, мужества, просветления и роста личности, требующая работы над собой и другим».
КАК СОХРАНИТЬ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ.
Жители всего мира сейчас пристально следят за тем, как развивается ситуация с распространением коронавирусной инфекции.
Ситуация, конечно, отражается на настроениях: кто-то ринулся скупать продукты, кто-то запасается медицинскими масками и антисептическими средствами, кто-то ищет у себя опасные симптомы. Люди с «тонкой душевной организацией» сейчас особо уязвимы.
Медики советуют не поддаваться паническим настроениям, так как это может навредить здоровью. Есть ряд рекомендаций, которые помогут устранить тревожность. Всемирная организация здравоохранения советует тем, кто остался дома, не забывать о правильном образе жизни: полноценном питании, режиме сна, физических упражнениях и общении с близкими дома, по электронной почте или по телефону.
«Не курите и не употребляйте алкоголь или другие психоактивные вещества, чтобы подавить свои эмоции. Если они слишком сильны, обратитесь за медицинской или психологической помощью. Заранее подготовьте план, куда и каким образом вы будете обращаться», — отмечено в рекомендациях.
Сильное влияние на психику оказывает информационная повестка. Особенно ложные сведения, сгущающие черные краски. Поэтому стоит черпать информацию только из проверенных источников — с правительственных сайтов и официальных аккаунтов организаций здравоохранения. Ограничьте время, которое вы тратите на прочтение и просмотр новостей.
«Если вас или членов вашей семьи беспокоят и тревожат репортажи в СМИ, уделяйте меньше времени их просмотру. Обратитесь к своему прошлому опыту преодоления трудных жизненных ситуаций. Возможно, некоторые навыки помогут вам совладать с эмоциями в нынешней обстановке», — рекомендуют специалисты ВОЗ.
Вместо того чтобы поддаваться панике, обратитесь к статистике. Может оказаться, что ваш страх сильно преувеличен, ведь коронавирус — заболевание не самое опасное. Например, смертность от этой инфекции составляет 3,4%, а 80% заболевших выздоравливают без специального лечения. Хотя это, конечно, не повод отказываться от разумных мер профилактики — регулярно мыть руки, избегать скопления людей и т.д.
Психолог Олеся Курилех считает, что каждый человек способен изменить отношение к негативной ситуации и даже разглядеть в ней плюсы. Например, можно воспользоваться свободным временем в карантине и начать воплощать свои задумки и отложенные дела.
— Начать стоит с физических упражнений, — говорит психолог. — Сюда же относится и уборка в доме, работа в огороде, разбор завалов на балконе, прогулка пешком, стирка и другие хозяйственные заботы. Лучше составить список дел и выполнять их по графику.
По ее словам, чтобы избавиться от негативных мыслей, достаточно придумать себе увлекательное занятие. Сейчас в свободном доступе есть много онлайн-курсов, мастер-классов. Такие занятия помогут отвлечься, повысить самооценку и уровень стрессоустойчивости.
— Пришло время воплощать свои мечты в реальность. Мечтали научиться готовить вкусные изысканные блюда или заняться йогой? Подойдет все, что способно переключить ваше внимание с раздражающей ситуации в позитивное русло, — советует Курилех.
Старайтесь искать позитив во всем. Родители, наконец, смогут посвятить свое время детям, поиграть с ними, совместно приготовить ужин. Кроме того, время, проведенное дома, — это отдых, возможность прочитать книги и посмотреть фильмы, которые постоянно откладывали.
Негативное мышление воздействует на иммунитет, поэтому вероятность подхватить какую-нибудь заразу возрастает. Позитивное настроение, наоборот, придает сил и бодрости.
Ссылки для досуга обучающихся
- Библиотека Первого Президента
- Национальная галерея искусств – Вашингтон
- Центральный государственный музей Казахстана
- Музей Абая Кунанбаева в г. Семей
- Национальный Музей
- Пинакотека Брера – Милан
- Галерея Уффици – Флоренция
- Музеи Ватикана – Рим
- Археологический музей – Афины
- Прадо – Мадрид
- Лувр – Париж
- Британский музей – Лондон
- Музей Метрополитен – Нью-Йорк
- Эрмитаж – Санкт-Петербург
- видеозанятия: «Сбор портфеля экскурсовода», «Выбор личного и группового снаряжения для туристских походов», «Подготовка спортсменов-ориентировщиков», «Виды туристских узлов», «Вегетативные способы размножение комнатных растений», «Плоская композиция из сухих листьев и цветов», «Жеміс-жидектер мен көкөністер құрамындағы С дәруменін анықтау»
- виртуальные экскурсии:Детский зоопарк г. Ижевск
- Крымское Сафари
- Детский зоопарк
- The TemerBoy
- видеозанятия по техническому творчеству и робототехнике
- Известные музеи Казахстана
- Специализированные музеи Казахстана
- Платформы для изучения STEM дисциплин, основанные на проектной деятельности.
- Платформы для изучения 3Д моделирования и робототехники